С 14 по 20 августа 2023 года в городе Сургуте (Российская Федерация) прошел Чемпионат России и Всероссийские соревнования по самолетному спорту, в рамках которого также прошли соревнования союзного государства России и Беларуси.
Нашу страну представляла молодежная команда, полностью состоящая из спортсменов Могилевского аэроклуба:
Шкаренда Д.В. – руководитель делегации
Бакулева Валентина – спортсменка;
Олехнович Владислав – спортсмен;
Пырлог Евгений – спортсмен.
По итогам соревнования наши спортсмены завоевали 3 золотых и 3 бронзовых медали:
Евгений Пырлог выиграл оба упражнения и стал первым в общем зачете;
Владимир Олехнович был 3-м в 1-упражнении, 5-м – во втором. Но в общем зачете стал бронзовым призером.
Валентина Бакулева стала 5-й в 1 упражнении, 3-й – во втором, в общем зачете она заняла 4 место.
Всего в соревнованиях приняли участие 18 спортсменов и различных регионов России и РБ.
Самолётный спорт — технический вид спорта, где в качестве «спортивного снаряда» используется самолёт. Один из видов авиационного спорта.
Самолётный спорт делится на две большие категории:
- Установление авиационных рекордов в области скорости, высоты, дальности, продолжительности, скороподъёмности и грузоподъёмности на самолётах любого типа.
- Спортивные состязания на 1 и 2-х местных спортивных и учебных самолётах по высшему пилотажу, а также в полётах по маршрутам (авиаралли) и на точность приземления.
Соревнования по высшему пилотажу – наиболее зрелищный вид самолётного спорта, связанный с выполнением комплексов фигур высшего пилотажа пилотами-спортсменами, качество исполнения которых оценивается судьями по специальной системе оценок.
Соревнования по высшему пилотажу проводятся на поршневых однодвигательных самолётах, таких как: Як-52, Як-55, Су-26М, Су-31М, Extra, CAP 232, Pitts S-2, Edge 540, Sbach 342 и др.
В программу соревнований, как правило, включено выполнение двух и более пилотажных комплексов (упражнений). Комплекс состоит из 7 – 15 фигур пилотажа. Каждая фигура пилотажа представляет собой совокупность различных линий (горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых и частей окружностей в прямом и перевёрнутом полёте) и вращений (прямых и обратных штопоров, управляемых, фиксированных и штопорных положительных и отрицательных бочек).
Все фигуры пилотажа для включения в упражнения берутся из каталога Арести — справочник всех пилотажных фигур, утвержденных FAI для использования на соревнованиях. Все фигуры в каталоге представлены в графическом виде, пронумерованы и оценены в количестве баллов (коэффициент сложности). Сложные фигуры составляются из более простых и общая оценка сложности фигуры является суммой всех включенных в нее коэффициентов более простых фигур (линий, углов, вращений, петель и так далее).
На основании каталога Арести и коэффициентов сложности всех фигур составляются пилотажные комплексы, общая оценка которых является суммой коэффициентов всех включённых в комплекс фигур. Общая оценка комплекса даёт представление о его сложности, сложность комплексов для третьей лиги обычно не превышает 130 баллов, сложность комплексов для лиги Advanced и Unlimited может доходить до 300—400 баллов.
Выполнение всех пилотажных комплексов производится в так называемом пилотажном кубе. На земле отмечаются оси и углы пилотажного квадрата размером 1000х1000 метров. По высоте пилотирование в кубе ограничено: нижний край пилотирования зависит от класса, например, в третьей лиге нижний край пилотирования 600 метров, в Unlimited в отдельных упражнениях — 50 м. Выход за пределы квадрата наказывается штрафными баллами. Нарушение нижнего края пилотирования до 100 метров штрафуется, свыше — дисквалификация.
Пилотирование внутри куба производится вдоль той оси, к которой ближе всего направление ветра. В идеальном случае ветер дует прямо вдоль одной из осей куба и отсутствует боковая составляющая. При наличии боковой составляющей (когда ветер сбоку) спортсмен должен делать поправки на ветер после каждой фигуры (или учитывать наличие бокового ветра при выполнении самой фигуры).
Каждое упражнение оценивается отдельно и в каждом определяется победитель и распределяются места. Победитель по сумме всех упражнений становится Абсолютным Чемпионом соревнований.
В зависимости от опыта и приобретённого мастерства пилоты – спортсмены выступают в разных классах (лигах), которые делятся на следующее уровни сложности:
3-я лига (Primary)
2-я лига (Sportsman)
Лига ЯК-52 (добавилась в 2006 году, класс ЯК-52)
Лига Advanced – (класс с ограничениями)
Лига Unlimited – (неограниченный класс)
Сложность лиги определяется количеством и сложностью пилотажных комплексов, включенных в программу соревнований. Например, в самом простом уровне (третья лига) спортсмен должен выполнить два пилотажных комплекса, которые заранее известны и опубликованы в правилах соревнований. Комплексы составляются из ограниченного набора пилотажных фигур, а также имеют ограничения по количеству фигур в комплексе и общей суммарной «стоимости» комплекса.
Чемпионаты мира и Европы проводятся в классе Unlimited, а с 1995 года и в классе Advanced. Помимо Чемпионатов мира, Европы и национальных чемпионатов проводятся различные кубки и промежуточные соревнования различных уровней. Упражнения по высшему пилотажу также включены в программу Всемирных Воздушных игр.
История соревнований по самолётному спорту берёт своё начало в СССР в 1949 году. Осенью 1949 года состоялись первые всесоюзные соревнования лётчиков-спортсменов на аэродроме Тушино (Москва). Первые соревнования включали в себя, в том числе, и программу фигур высшего пилотажа.
С 1957 года всесоюзные соревнования именуются Чемпионатом СССР и с этого года начинается рост числа участников и усложнение программы соревнований.
Первый Чемпионат мира по высшему пилотажу прошёл в 1960 году в Братиславе (ЧССР) и с тех пор проводится каждые два года. С 1995 года Чемпионат мира также начал проводиться в классе Advanced, и теперь соревнования проводятся каждый год, но в разных классах (в один год проводится Чемпионат мира в классе Unlimited и Чемпионат Европы в классе Advanced, в другой — Чемпионат мира в классе Advanced и Чемпионат Европы в классе Unlimited).
Спортсмены сборной команды СССР и Беларуси — призёры Чемпионатов мира, Европы:
Вадим Овсянкин – серебряный призёр Чемпионата мира в командном зачёте 1962 года, Чемпион мира в командном зачёте 1964 года, серебряный и бронзовый призёр Чемпионата мира 1964 года, Абсолютный чемпион СССР 1965 года, Чемпион мира в командном зачёте 1966 года, серебряный призёр в многоборье Чемпионата мира 1966, Чемпион в упражнении Чемпионата мира 1966 года.
Татьяна Пересекина – Чемпионка мира в произвольном комплексе 1966 года, серебряный призёр в многоборье Чемпионата мира 1966 года, Абсолютная чемпионка СССР (1965, 1966).
Евгений Фролов – Чемпион мира в командном зачёте 1976 года (Unlimited), бронзовый призёр Чемпионата мира в командном зачёте 1978 года (Unlimited), Чемпион Европы в командном зачёте (1979,1981), призёр Чемпионата Европы 1981 года.
Валентина Яикова – Абсолютная чемпионка мира 1978 года (Unlimited) в женском зачете, Абсолютная чемпионка Европы 1981, 1983, 1985 годов (Unlimited), многократный призёр чемпионатов мира и Европы (1972 – 1986), Абсолютная чемпионка СССР.
Дмитрий Пащук – бронзовый призёр в командном зачёте Чемпионата мира Як-52 2008 года, бронзовый призёр Чемпионата Европы 2009 года (Advanced), серебряный призёр в командном зачёте Чемпионата мира Як-52 2012 и 2017 годов.
Денис Шкаренда – бронзовый призёр в командном зачёте Чемпионата мира Як-52 2008 года и серебряный призёр в командном зачёте Чемпионата мира Як-52 2012 года.
Виталий Шамардин – бронзовый призёр в командном зачёте Чемпионата мира Як-52 2008 года и серебряный призёр в командном зачёте Чемпионата мира Як-52 2012 и 2017 годов.